Обстоятельства непреодолимой силы по госконтрактам: как доказать
Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.
Бывают ситуации, когда обязательства по госконтракту невозможно исполнить по причинам, не зависящим от сторон. В гражданском праве они называются обстоятельствами непреодолимой силы или форс-мажором. Что включает это понятие, и как доказать наступление форс-мажора, рассказывают эксперты ГК «Ценный Контракт».
Возникновение форс-мажора невозможно предотвратить или предусмотреть
Что относится к обстоятельствам непреодолимой силы и что ими не является
Гражданский кодекс РФ (ч. 3 ст. 401) определяет непреодолимую силу как чрезвычайные обстоятельства, которые в данных условиях нельзя было предотвратить или разумно предвидеть. К ним относятся:
- природные катаклизмы;
- экологические и техногенные катастрофы;
- войны;
- массовые беспорядки;
- эпидемии;
- изменения действующего законодательства и др.
Полного перечня таких обстоятельств закон не дает. В каждой ситуации они могут быть разные. Чтобы признать событие непреодолимой силой, необходимо заключение компетентного органа или решение властей.
Не является форс-мажором:
- тяжелое финансовое положение одной из сторон;
- неблагоприятная конъюнктура рынка, рост цен, другие коммерческие риски;
- прекращение производства нужного товара;
- задержки поставок со стороны контрагентов и т. п.
Как доказать наступление форс-мажора
Документом, подтверждающим наступление форс-мажора, может быть:
- справка, письмо МЧС о стихийном бедствии, пожаре;
- решение федеральных или муниципальных органов власти, например, о введении ЧС из-за лесных пожаров, наводнения;
- справка метеорологической службы об аномальных осадках;
- заключение Торгово-промышленной палаты РФ.
Само по себе стихийное бедствие или чрезвычайное событие не освобождает от исполнения обязательств по госконтракту: поставщик должен направить заказчику письмо, в котором:
- извещает о наступлении форс-мажора;
- доказывает, что именно возникшие обстоятельства стали причиной неисполнения контракта или нарушения его сроков;
- перечисляет меры, предпринятые для выхода из сложившейся ситуации.
Решение о признании ситуации форс-мажорной в каждом конкретном случае принимает суд с учетом характера неисполненного обязательства и добросовестности самого должника.
Что это дает поставщику и заказчику
Признание причины нарушения обязательств непреодолимой силой не прекращает обязанности сторон, но освобождает должника от уплаты штрафных санкций, пеней, неустоек (п. 9 ст. 34 44-ФЗ), дает право на получение отсрочки по исполнению госконтракта, а также защищает его от такого негативного последствия, как внесение в РНП.
Заказчик при документальном подтверждении чрезвычайного события, а также для ликвидации его последствий может осуществлять закупки без использования конкурентных процедур – у единственного поставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Госзаказчики также имеют право отменить закупку на основании п. 7 ст. 3.2 223-ФЗ или п. 2 ст. 36 44-ФЗ, если надобность в ней из-за возникших обстоятельств отпала.
Коронавирусная инфекция как обстоятельство непреодолимой силы
В совместном письме Минфина России (№ 24-06-05/26578), МЧС (№ 219-АГ-70) и ФАС (№ МЕ/28039/20) от 3.04.2020 распространение коронавирусной инфекции было признано обстоятельством непреодолимой силы. Поставщики получили право ссылаться на этот документ в случае ненадлежащего исполнения госконтрактов, ставшего следствием ограничительных мер, введенных РФ или иностранными государствами.
Если возникли проблемы с исполнением госконтракта по этой или другим причинам, обращайтесь в ГК «Ценный Контракт». Юристы компании помогут найти оптимальный выход из любой ситуации.
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции