Закон 223-ФЗ о закупках

Закон 223-ФЗ о закупках 14.09.2019

Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

Действие 223-ФЗ распространяется исключительно на юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В отличие от закона 44-ФЗ, он касается только одной стороны сделки, а именно заказчика. Нормы, вступившие в законную силу 01.01.2012, регулируют порядок и условия заключения договоров о закупке товаров, услуг. Заказчики должны самостоятельно разработать правила осуществления покупок, в зависимости от особенностей деятельности своего предприятия.

Юридические лица, которые попадают под действие закона

  • Государственные организации;
  • Предприятия монополисты;
  • Компании, работающие в сфере энергетики (электросети, газоснабжение, снабжение теплом и водой);
  • Автономные учреждения;
  • Муниципальные и государственные унитарные компании.
Если закон 44-ФЗ предусматривает в качестве закупщика исключительно государственные предприятия, то в 223-ФЗ список лиц шире и включает также организации, которые имеют собственный уставной капитал или с долей государственного капитала, равно как и бюджетные учреждения.

333.jpg

Исключения из сферы применения

Закон 223-ФЗ не распространяется на:
  • Куплю и продажу ценных бумаг, покупки доли в уставном капитале хозяйствующих обществ или товариществ, кооперативов;
  • Операции с валютой или драгоценными металлами;
  • Для приобретения разных типов товаров на бирже;
  • Для оформления закупок в области военных технологий и сотрудничества;
  • Закупки товаров или услуг у иностранных поставщиков, если в договоре не предусмотрен этот порядок выбора поставщика;
  • Определение заказчиком организации, работающей в сфере аудита, для составления финансово-экономической отчетности предприятия.

Особенности закона

Согласно нормам, которые содержатся в 223-ФЗ, определяется механизм выполнения закупок разными типами предприятий и способы регулирования процесса. Организации должны утверждать положение о закупках, в котором буду указаны требования к процедуре, условия ее подготовки и проведения, способы ее реализации, в каких обстоятельствах они применяются, порядок заключения и выполнения сделок и прочие запросы, относящиеся к проведению закупок.

Закон предусматривает и другие способы заключения договоров поставки, нежели через аукцион или конкурс. Для этого заказчик должен внести соответствующий пункт в положение. В таком случае он сам определяет способы заключения сделок о закупке товаров, услуг или работ, равно как и порядок их подготовки и проведения. Кроме того, с 2012 года часть закупок обязательно должна выполняться в электронной форме.

222.png

Информация о закупке и заказы на поставку товаров, предоставление услуг или проведение работ, размещается в установленном порядке на официальном сайте. Заказчики обязаны заранее спланировать свои потребности и размещать в свободном доступе ежегодный план закупок на странице zakupki.gov.ru.

Компании обязаны вести реестр заключенных сделок, равно как и недобросовестных поставщиков. Также ежемесячно они должны публиковать отчет о закупках в открытый доступ. Это обеспечивает максимальную прозрачность всех процедур, устраняя коррупционный элемент. Постановление от 2014 года устанавливает годовой объем закупок для предприятий малого и среднего размера. Здесь же определены и требования к информации, представленной в годовом отчете предприятий, закупленных товаров, работ или услуг.

Требования к участникам закупок

Участниками закупок могут выступать юридические лица и предприятия (одно или несколько), вне зависимости от их организационно-правовой формы, вида собственности, месторасположения и особенности происхождения капитала. Также в закупках могут принимать участие физические лица или группа физических лиц, включая и индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве одной из сторон соглашения и соответствуют установленным заказчиком требованиям. Не допускается для совершения закупок участие лица, которые не отвечают указанным в документации критериям.

111.png

Обязательно нужно четко прописывать требования к участникам закупок, характеристикам товаров, работ или услуг, условиям заключения контракта, критерии и порядок оценивания и анализа заявок на участие. Они применяются в равной степени ко всем участникам, и каждый из них имеет равные возможности. Здесь в первую очередь руководствуются принципами недопущения дискриминации, равноправия, справедливости, ограничения нелояльной конкуренции и не ограничения доступа к участию сторон в закупке, путем преднамеренного установления неподъемных требований, создавая преимущественные условия для конкретной организации.

На предприятия-заказчики, которые не выполнили взятые на себя обязательства, нарушили и отклонились от правил проведения процедуры закупки, прописанные в законе 223 ФЗ, налагаются штрафные санкции.

Информация, которая подлежит к размещению в открытый доступ

  • Положение о закупках со всеми внесенными изменениями;
  • План закупки товаров, работ или услуг на срок не менее одного года;
  • Информация о закупке, сопутствующая документация, протоколы, проекты соглашения вместе с внесенными изменениями и другие данные, предусмотренные законом.
Нельзя размещать на официальном сайте информацию о закупках, которые являются государственной тайной. Также не принимаются заявки, если стоимость закупки составляет меньше ста тысяч рублей.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции