Безупречная заявка на участие в конкурсе. Как составить, чтобы заказчик принял
Приглашаем 10 декабря на круглый стол Комитета МТПП по теме "Госзакупки 2025". Мероприятие бесплатное при обязательной регистрации по ссылке. Возможно участие онлайн.
Автор статьи: Сергей Маковеев — наш генеральный директор и уполномоченный по закупкам.
Заявку на аукцион сейчас можно подать, имея на руках минимальный пакет документов. Другое дело — конкурс. Этот способ закупки порой ставит в тупик даже бывалых участников торгов. Непреодолимой преградой на пути к победе в конкурсе для многих становится запрет на содержание в первой части заявки информации об участнике закупки. Зачастую заказчик, как опытный сыщик, ищет в обезличенных заявках любое упоминание о поставщике, сопоставляет обрывочные данные, исследует сайты. Ищет любую зацепку, чтобы отклонить заявку добросовестного участника. В статье расскажу о правилах, на которые следует обратить внимание. Смотрите, какие сведения обязательно нужно скрыть, чтобы вашу заявку точно приняли.
Правило первое. Педантично проверяйте все документы
Проверьте файлы первой части заявки на наличие в них информации и документов, которые предусмотрены статьей 48 Закона № 44-ФЗ. В заявке не должно быть указано:
- наименование юрлица, полное и сокращенное, наименование обособленного подразделения, аккредитованного филиала, представительства;
- Ф. И. О. ИП или физлица;
- Ф. И. О., должность руководителя организации, филиала, представительства;
- ИНН участника закупки, а также любых лиц, которые относятся к управлению юрлицом, его учредивших или владеющих определенным процентом акций;
- адрес участника закупки — нахождения организации, обособленного подразделения, филиала, представительства;
- места проживания — для физлиц и ИП;
- адрес электронной почты;
- номер контактного телефона;
- копия документа, удостоверяющего личность;
- выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- документы о государственной регистрации иностранного лица, которые переведены установленным образом на русский язык;
- декларации, предусмотренные статьями 29–31 Закона № 44-ФЗ;
- документ о крупной сделке;
- документы, предусмотренные статьей 31 Закона № 44-ФЗ;
- реквизиты счета участника закупки;
- документы, которые подтверждают квалификацию участника закупки;
- предложение участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Правило второе. Учитывайте практику ФАС вашего региона по отклонению заявок участников конкурса
В редакции Закона № 44-ФЗ, которая действовала до 1 января 2022 года, состав заявки на участие в конкурсе регулировала статья 54.4. Часть 5 этой статьи строго запрещала указывать в первой части сведения об участнике открытого конкурса.
Если не принимать во внимание случаи, когда документы участника закупки действительно содержали такую информацию, слово «сведения» трактовалось заказчиками своеобразно. Основанием для отклонения заявки могут послужить любые данные, указанные в файлах. На практике доходило до абсурда: заказчики проводили расследования, чтобы установить по обрывкам сведений конкретного участника. Несмотря на то что законодательство изменилось, некоторые заказчики продолжают пользоваться практикой, сложившейся при предыдущей редакции Закона № 44-ФЗ.
Советую поставщикам учитывать мнения территориальных антимонопольных органов по жалобам на необоснованное отклонение первой части заявки на участие в конкурсе. Далее приведу несколько решений УФАС из разных регионов, которые принимали неординарные решения.
Решение 1. Обезличивайте все документы. Обезличивайте документы проверенным «дедовским» способом. Советую для подстраховки заклеить или другими способами скрыть сведения на копии документа и только потом сканировать его. Иначе комиссия заказчика отклонит вашу заявку.
Вот случай из практики Самарского УФАС. Участник закупки в приложенных копиях документов скрыл информацию об ИНН вставками черного цвета. Комиссия УФАС указала, что при просмотре файла со скрытыми вставками, которые сделал участник в компьютерной программе, есть возможность изменить параметры и увидеть информацию ранее скрытую. Комиссия вынесла решение, что заказчик правомерно отклонил заявку, поскольку поставщик не обезличил свои данные (решение Самарского УФАС по жалобе № 1295-14758-20/4).
Решение 2. Не давайте лишнюю информацию. Указывайте принадлежность материалов и оборудования формулировками «аренда» и «собственность». Не используйте другие формулировки, иначе будет повод отклонить вашу заявку.
Так решила комиссия Якутского УФАС. Антимонопольный орган исследовал обстоятельства дела и вынес решение, что заказчик правомерно отклонил заявку участника. А вот почему: анализ первой части заявки участника электронного конкурса показал, что в ней представлены файлы «Scan_0001, Scan_0002, Scan_0003, Scan_0004, Scan_0005, Scan_0006», в которых содержится информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ. То есть указано наименование юридического лица — ООО «Робинзон и Пятница». Несмотря на то что участником закупки было иное юридическое лицо, комиссия решила, что у заказчика не было данных об аренде оборудования участником закупки у ООО «Робинзон и Пятница». Таким образом, заказчик обоснованно принял указание названия этого юридического лица за наименование участника закупки (решение Якутского УФАС от 27.05.2022 по делу № 014/06/48-676/2022).
Решение 3. Не указывайте адреса складов. Адреса производств, складских и иных помещений безопаснее указывать в сокращенном виде, например, «г. Москва, ЮВАО». Иначе комиссия заказчика правомерно отклонит заявку, а антимонопольный орган, который будет рассматривать жалобу, встанет на сторону заказчика.
Вот пример из практики Санкт-Петербурга. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС выяснила, что участник закупки в составе документов не скрыл персональную информацию. В файле «ПК_» читается наименование участника АО «Детское питание» и указан адрес склада, который можно узнать на официальном сайте участника закупки. Также в приложенных документах есть сведения об учреждениях, в которых участником закупки проводились процедуры по обеспечению безопасности в процессе производства пищевой продукции. В совокупности, такие сведения позволяют определить участника закупки, что противоречит части 5 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ (решение Санкт-Петербургского УФАС от 24.11.2020 по делу № 44-6130/20).
Решение 4. Следите, чтобы в документах не было печатей. Перед подачей заявки на участие в закупке проверьте документы на наличие оттисков печатей. Если их обнаружат, это будет поводом отклонить вашу заявку. Если печати, которые не относятся к участнику закупки, нужны для сохранения статуса документа, советую участнику приложить информационное письмо, указывающее, что оттиск такой печати не относится к участнику закупки. Такой документ поможет вам отстоять свои права.
Вот, к примеру, практика Дагестанского УФАС: комиссия УФАС в решении указала, что документы, подтверждающие качество товаров, в том числе аттестаты, протоколы испытаний, могут быть предоставлены участнику закупки производителем товара или иным лицом, организовавшим такую сертификацию или проверку товара (решение Дагестанского УФАС от 17.06.2022 № 005/06/106-1140/2022).
Но лучше всего не рисковать и удалить печати. Вот противоположная практика Дагестана и Санкт-Петербурга. Дагестанский УФАС указал, что заказчик правомерно отклонил заявку участника на основании пункта 2 части 5 статьи 48 Закона № 44-ФЗ. Дело в том, что участник закупки в составе заявки раскрыл сведения о себе, указал наименование юридического лица, в документации была печать, фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика и должность лица (решение Дагестанского УФАС от 29.03.2023 № 005/06/106-737/2023).
Подобное решение вынесла комиссия Санкт-Петербургского УФАС. В заявку на участие в конкурсе участник включил информацию о фирменном знаке отличия организации — печать (решение Санкт-Петербургского УФАС от 02.11.2020 по делу № 44-5645/20).
Правило третье. Внимательно анализируйте требования заказчика представить документы, которые нужны для оценки заявки
В практике встречаются случаи, когда документы, которые запрашивает заказчик для оценки заявок, не соотносятся с содержанием критерия оценки, установленного статьей 32 Закона № 44-ФЗ.
Такая практика есть в решениях Московского УФАС. Для оценки заказчик выбрал критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». Получить баллы по этому критерию могли лишь те участники, которые представили в составе заявки сертификат соответствия системы менеджмента качества. Комиссия Московского УФАС признала требование неправомерным. Поскольку наличие такого документа не является технической, качественной или функциональной характеристикой объекта закупки (решение Московского УФАС от 20.01.2023 по делу № 077/06/106-619/2023).
Еще один неразрешимый вопрос связан с тем, что не все документы можно обезличить. Вернее, технически ничто не мешает участнику скрыть нежелательные сведения. Но в результате документ превращается в обычную бумажку, бесполезную для оценки. Требования заказчика, которые невозможно реализовать на практике, противоречат положениям Закона № 44-ФЗ. Если вы видите в закупке подобные несоответствия, направляйте запрос на разъяснение положений извещения о закупке со ссылкой на практику УФАС. Если заказчик продолжает настаивать на своей правоте, обращайтесь с жалобой в орган контроля.
Можете использовать в качестве аргументов практику Санкт-Петербурга. Заказчик в документации затребовал, чтобы участники представили протоколы испытаний. Участник закупки посчитал такое требование неправомерным и привел такие аргументы. В протоколах испытаний отражаются данные организации, которая его заказывает. А эта информация позволит идентифицировать участника закупки. Следовательно, сведения о заказчике протокола необходимо заретушировать с помощью графических редакторов или скрыть иным способом. В таком случае в протоколе останутся сведения об учреждении, в котором проводились испытания, и о датах проведения таких испытаний. Но и такой информации будет достаточно, чтобы оставалась возможность идентифицировать участника. Заказчик может открыть реестр контрактов и посмотреть, кто именно в период испытаний являлся исполнителем в том или ином учреждении. Эти требования ограничивают конкуренцию. Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной (решение Санкт-Петербургского УФАС от 18.08.2022 по делу № 44-2564/22).
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции