Как описать объект закупки, если не хватает характеристик из КТРУ
Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.
Заказчики допускают много ошибок при описании объекта закупки:
- путаются в классификаторах (вместо КТРУ используют ОКПД2) или указывают наименование товара не по КТРУ;
- неверно указывают характеристики объекта закупки;
- забывают обосновать необходимость использования дополнительной информации, которая не предусмотрена каталогом товаров, работ и услуг.
Чтобы придерживаться принципа профессионализма заказчика в части описания объекта закупки с использованием КТРУ, вам необходимо руководствоваться основными нормами: ч. 5, 6 ст. 23 44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. В том числе нужно минимизировать подобные ошибки. Мы расскажем как это сделать.
Если вы поставщик, информация пригодится для понимания ситуаций, в которых нужно обращаться с жалобой в УФАС.
Какой классификатор использовать: КТРУ или ОКПД2
КТРУ – систематизированный перечень товаров, работ и услуг (ТРУ), который применяется в рамках работы по 44-ФЗ. Он упрощает использование сведений о ТРУ, минимизирует ограничение конкуренции. Каталог формируется Минфином на основе общероссийского классификатора продукции ОКПД2.
Все заказчики, работающие по 44-ФЗ, обязаны использовать КТРУ для описания объекта закупки. Правила использования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
Если извещение (приглашение) об осуществлении закупки размещено (направлено) с 01.10.2023, действует правило: в случае приобретения ТРУ, которых нет в каталоге, опишите объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 44-ФЗ. В качестве кода КТРУ укажите код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Что делать, если в позиции КТРУ отсутствует описание товаров, работ и услуг
По правилам использования КТРУ вы должны применять всю информацию, включенную в позицию каталога, в том числе в части описания товара, работы, услуги. Если в позиции такого описания нет, используйте позицию каталога, но требования к характеристикам ТРУ устанавливайте самостоятельно. При этом следуйте нормам статьи 33 44-ФЗ и не допускайте ограничения конкуренции.
Обязательно ли использовать справочную информацию КТРУ
Для каждой позиции каталога в ЕИС предусмотрено несколько вкладок, содержащих сведения о ТРУ. Во вкладке «Общая информация» есть раздел «Справочная информация». Например, в нем могут быть указаны коды ОКПД2 и прочее. Минфин уточнил: справочная информация не считается описанием товара по 44-ФЗ, поэтому вы не обязаны ее использовать.
Что делать, если не хватает характеристик из КТРУ
Согласно правилам использования КТРУ, вы вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (если предусмотрена) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики ТРУ в соответствии с положениями статьи 33 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В этом случае вы обязаны включить в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания ТРУ в позиции каталога).
Запрещено устанавливать дополнительные характеристики:
- если применяются ограничения допуска по Постановлению Правительства № 878 (на закупку радиоэлектронной продукции иностранного происхождения);
- если применяется запрет на допуск промышленных товаров из Постановления Правительства № 616;
- если Правительство РФ установило правила для описания объекта закупки на основании части 5 статьи 33 44-ФЗ.
Судебная практика
Арбитражный суд рассматривал интересный случай, связанный с применением кодов классификаторов – Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2023 № Ф02-3087/2023 по делу № А33-10567/2022.
Заказчик приобретал аппарат для рентгена. Вместо КТРУ он использовал код ОКПД2, обязательные характеристики из каталога не указал. При этом заказчик добавил в описание характеристики, отсутствующие в КТРУ, что запрещено ПП № 145 и ПП № 878. УФАС признал это нарушением.
Суды встали на сторону заказчика. С одной стороны суды согласились с доводами УФАС, но с другой стороны признали, что установленные доп. требования объективно обусловлены потребностями заказчика и что это следует из описания объекта закупки.
Суды решили, что обязательные характеристики аппарата для рентгена в КТРУ не позволяют заказчику закупить оборудование, в полной мере обеспечивающее его потребности.
Если вам нужна помощь в формировании лотов или есть любые другие вопросы о госзакупках, обращайтесь. Мы на связи и готовы к работе.
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции