Особенности открытого конкурса по 44-ФЗ
Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.
Открытый конкурс – конкурентная процедура, которая проводится в электронной форме. В нем могут участвовать юридические и физические лица, в том числе ИП – требования одинаковы для всех. Побеждает тот, чье предложение содержит лучшие условия исполнения контракта. И если в аукционах заказчики делают выбор по одному критерию – цене, то в конкурсах важны несколько критериев.
Некоторые заказчики и поставщики считают, что аукцион легче и поэтому участие в нем приоритетнее, в то время как конкурс более сложная процедура и потому менее привлекательная. Наш генеральный директор Сергей Маковеев не согласен с такой позицией и видит много проблем, связанных с аукционами.
Например, когда проводится аукцион, всегда есть риск демпинга. Слишком заниженная цена приводит к тому, что поставщик не может уложиться в нее при исполнении контракта. Заказчик же не получает результата и инициирует одностороннее расторжение контракта. Поставщик попадает в РНП, и обе стороны остаются в проигрыше.
Когда закупка проводится на конкурсной основе, демпинг встречается реже. Следовательно, проблемы такого рода минимизируются. Сокращение случаев демпинга обусловлено тем, что цена не единственный фактор, влияющий на выбор заказчика.
Критерии оценки заявок участников конкурса
В конкурсе разрешается закупать все товары, работы и услуги (ТРУ), кроме включенных в обязательный аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р.
Извещение об осуществлении закупки – документ, с которого начинается проведение открытого конкурса. Заказчик размещает его в ЕИС. В извещении содержится информация о критериях оценки заявок.
Согласно ст.32 44-ФЗ, критериев четыре:
- цена контракта, сумма цен единиц ТРУ;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчик вправе указать в извещении несколько критериев, по которым намерен выбирать поставщика: цена или сумма цен — обязательно, нестоимостные критерии — по усмотрению (еще один как минимум). Каждому из критериев заказчик должен присвоить значимость. Она иллюстрирует, насколько важен тот или иной критерий для заказчика. Сумма значимости критериев должна быть 100%. Максимальные значения этого показателя указаны в Постановлении правительства РФ от 31.12.2021 № 2604. Величину каждого критерия заказчик назначает сам с учетом верхнего и нижнего предела и указывает в извещении.
Пример
Вы заказчик. Проводите конкурс, чтобы найти подрядчика для выполнения строительных работ. В качестве критериев оценки выбираете цену и квалификацию. Значимость распределяется так: 60% – цена, 40% – квалификация.
Когда здание построили, вам нужно обеспечить его охрану. В постановлении № 2604 предельные величины значимости на услуги охраны указаны в соотношении цена 40% – квалификация, качество 60%. При выборе нестоимостных критериев для оценки вы можете использовать любое значение в пределах 60%. Как вариант, квалификация 40% – качество 20% или отдать все 60% одному из них и так далее. Подбирайте соотношение в соответствии с задачами.
Таким образом, с помощью конкурса вы повысите эффективность закупки, привлечете наиболее квалифицированных подрядчиков (исполнителей), снизите высокий демпинг на торгах.
Инструкция по участию в открытом конкурсе
Самое сложное – правильно подготовить заявку. Генеральный директор Сергей Маковеев выделил три правила, которые помогут в этом вопросе. Надеемся, что по рекомендациям Сергея вы научитесь составлять безупречные заявки для участия в конкурсах. Если потребуется помощь, мы готовы взяться за работу.
Что касается заявки, то она состоит из трех частей:
- Информация о ТРУ.
- Сведения о вас, включая решение об одобрении крупной сделки.
- Ценовое предложение.
Заполните сведения в каждой части, ориентируясь на требования 44-ФЗ, направьте на рассмотрение все части одновременно. Срок для подачи заявок смотрите в извещении.
Если заказчик установил требование обеспечения заявки, заранее откройте спецсчет и перечислите на него необходимую сумму или оформите независимую гарантию.
Конкурс проходит в несколько этапов.
1. Рассмотрение первых частей заявок
Подайте заявку в установленный извещением срок вместе с другими участниками конкурса. После окончания этого срока у заказчика есть 2 рабочих дня, чтобы рассмотреть первые части заявок и разместить на электронной торговой площадке протокол с итогами. Вам придет уведомление от ОТП. Помимо результатов в нем будет указана дата и время подачи предложений о цене (переторжки). На процедуру отводится 1 час, поэтому поставьте напоминание, чтобы ее не пропустить.
Если на этом этапе заявку отклонили, вы прекращаете участие в конкурсе.
2. Подача предложений
Если первая часть заявки соответствует извещению, переходите к следующему этапу: улучшению предложения в процессе переторжки.
Нельзя:
- подавать несколько ценовых предложений;
- дублировать предложение, указанное в третьей части заявки;
- повышать цену;
- указывать цену равную 0 рублей.
Можно:
- уменьшить цену;
- предложить снижение цены ниже 0 рублей. Тогда указанная сумма будет означать, что вы готовы ее внести за заключение контракта;
- не участвовать в процедуре, и тогда итоговым предложением останется то, что вы указали в третьей части заявки.
3. Рассмотрение вторых частей заявок
После завершения переторжки оператор ЭТП передает заказчику на рассмотрение протокол поданных предложений вместе со вторыми частями заявок.
У заказчика есть 2 рабочих дня, чтобы принять решение и сформировать протокол итогов по этому этапу.
Если заявка отклонена, победителем конкурса вам уже не стать.
4. Оценка ценовых предложений
Если вторая часть вашей заявки соответствует извещению, процедура продолжается. На этом этапе действий не требуется. Ожидайте подведения итогов конкурса.
После рассмотрения вторых частей заявок оператор ЭТП:
- направляет заказчику предложения цены;
- размещает в ЕИС протоколы с результатами оценки первых двух частей заявок.
В течение 1 рабочего дня заказчик определяет победителя и формирует итоговый протокол. Документ размещается в ЕИС.
Если вам потребуются разъяснения по информации, содержащейся в протоколе, вы вправе запросить их у заказчика до даты заключения контракта. Срок дачи разъяснений – 2 рабочих дня.
5. Заключение контракта
Согласно ст. 51 44-ФЗ самый короткий срок, в течение которого заключается контракт – 10 дней. В этот период заказчик размещает проект контракта, вы его изучаете, подписываете. Затем подпись ставит заказчик, и вы приступаете к исполнению обязательств.
Если вы не подпишете контракт, заказчик заключит его с участником, занявшим второе место. При этом он передаст сведения о вашей компании в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Победить в закупке и получить выгодный контракт – лишь половина дела. Важнее своевременно и качественно его исполнить. На практике самые трудные и сложные ситуации возникают именно в процессе исполнения контракта, поэтому вам может быть полезна услуга юридического сопровождения исполнения контракта.
Обращайтесь, мы на связи.
Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»
Если вы занимаетесь закупками и хотите первыми получать свежие новости и кейсы, подписывайтесь на нашу рассылку
Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции